Вы не обязаны быть великим,чтобы начать,
но обязаны начать, чтобы стать великим.
Джо Сабах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ликбез по цифровой фотографии.

Часто у начинающих фотографов возникают вопросы, что значит тот или иной термин. Чтобы облегчить процесс поиска ответа на подобные вопросы, мы выложили небольшой "словарь" фототерминов.

Экспозиция.
Одно из основных понятий в фотографии, определяющее количество света, попадающего на светочувствительный слой (пленка, матрица, дагерротип). Во всех современных камерах экспозиция определяется автоматически, а в некоторых есть также возможность выставлять ее самому (режим «М»). Если кадр проэкспонирован правильно, то фотография будет яркой и красивой, недоэкспонированные и переэкспо­нированные снимки выглядят блекло и теряют детали в темных либо светлых участках кадра.

Диафрагма.
Дырка в объективе, изменяя диаметр которой, ты влияешь на количество света, попадающего на матрицу, а следовательно, на экспозицию. Чем больше диаметр дырки, тем меньшим числом ее обозначают (1.4 - большая, 22 - совсем малень­кая). Размер диафрагмы при съемке также влияет на глубину резкости. Светосильные объективы (с максимальной диафрагмой 1 - 2.8) требуются для съемки при плохой освещенности без вспышки, а также для портретной и спортивной съемки. Для фотографирования пейзажей, архи­тектуры, достопримечательностей важен минимальный размер диафрагмы.

Выдержка.
Время, в течение которого экспонируется кадр. Выдержка обозначается в долях секунды (1/30, 1/60,1/125 и т.д.). Чем короче выдержка, тем ми­молетнее мгновение, которое ты остановишь. На длинных выдержках объекты могут получиться смазанными. Для спортивной съемки требуются выдержки короче 1/250, а на 1/4000 уже можно «заморозить» колесо движущегося автомобиля.

Экспопара.
Для каждой экспозиции существует набор эк­вивалентных пар диафрагмы и выдержки. Уве­личивая диафрагму на одну ступень, надо на столько же уменьшить выдержку и наоборот. Изменение экспозиции обозначают в ступенях. Одна ступень соответствует изменению коли­чества проходящего света в два раза, что соот­ветствует изменению диафрагмы в 1,4 раза (1, 1.4, 2, 2.8) либо выдержки в 2 раза (1/30,1/60, 1/125).

Автоспуск.
Камера делает кадр через некоторое время после нажатия кнопки спуска, в некоторых фо­тоаппаратах это время можно менять (2, 5,10 секунд). Функция, позволяющая фотографу не быть тем самым сапожником и все-таки по­пасть в кадр. Эта же функция используется и для достижения наибольшей четкости при съемке со штатива, чтобы исключить сотрясения при нажатии на спуск (тут-то и пригодится воз­можность поставить время задержки на 2 се­кунды).

Экспокоррекция.
Иногда автоматика ошибается, или хочется сде­лать снимок светлее/темнее. Для этого существу­ет экспокоррекиия, обозначается +/-Ev. Коррекция на 1Ev соответствует изменению экспозиции на од­ну ступень. Обычно в камерах возможна экспокор­рекиия +/-2Ev с шагом 0.5, большие поправки востребованы редко.

Питание.
Самое слабое место цифровой фотографии в виду ее энергоемкости. Выбирать приходится из трех типов элементов питания. Никель-метапл-гидридные аккумуляторы (NiMH) обладают неплохой емкостью, но требуют полной разрядки перед зарядкой; литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion] имеют большую емкость при тех же и меньших размерах. Не требуют разрядки, но и дороже; и «пальчиковые» элементы, которые быстро кончаются, но зато их можно купить в любом ларьке.

Разрешение.
Измеряется в мегапикселях. Чем больше разре­шение, тем, теоретически, больше информации зафиксируется на снимке. Ниже приведена таблица соответствия разрешения матрицы макси­мальному размеру отпечатка.
2 млн. пикселей; 10.2x13,6 см
3 млн. пикселей: 17,34x13 см
4 млн. пикселей: 19,2x14,4 см
5 млн. пикселей: 21.7x16,3 см
6 млн. пикселей: 25,5x17 см
11 млн. пикселей: 34,4x22,9 см
14 млн. пикселей: 38,4x25,6 см
Отпечатки такого размера без потери качества обеспечиваются соответствующими матрицами. Однако прежде чем расстроиться, что для снимка А4 тебе потребуется камера за несколько тысяч долларов, прими во внимание пару нюансов. Во-первых, размеры отпечатков справедливы для разрешения печати 300 dpi (ты найдешь это в настройках принтера), а это полиграфическое ка­чество, далеко не всегда нужное в быту. Скажем, если ты планируешь распечатать фотографию, чтобы поместить в рамочку под стекло и повесить на стену, тебе вполне хватит 150 dpi, а значит, тре­бования к камере падают вдвое. Во-вторых, не­большая потеря качества практически не заметна невооруженным глазом, особенно если на снимок смотреть с некоторого расстояния. Практика пока­зывает, что для отпечатка А4 вполне достаточно 4-мегапиксельной камеры.

Эффективное разрешение.
Часть пикселей, присутствующих на матрице, ис­пользуются камерой для вспомогательных це­лей: самодиагностика, фокусировка, экспонометрия, поэтому эффективное разрешение оказыва­ется несколько меньшим, чем общее количество пикселей (например, вместо 3,31 Мп будет 3,1 Мп).

Матрица.
Основной элемент твоей камеры. Сейчас исполь­зуются три типа матриц: CMOS, CCD и Х3. Различия между CMOS и CCD сенсорами сейчас больше тех­нические, нежели качественные. Х3, новый трехс­лойный сенсор от Foveon, теоретически должен давать более четкую и не менее качественную картинку при меньшем разрешении, но это еще совсем новая технология со своими проблемами, такими как значительные шумы при повышении чувствительности.
Гораздо более важным параметром матрицы явля­ется ее размер. Чем матрица больше, тем больше отдельно взятый пиксель, тем больше его свето­чувствительность и меньше шум, также повыша­ется четность изображения. Помимо этого, с ма­ленькой матрицей даже на полностью открытой диафрагме ты получишь чудовищную глубину резкости, что подрежет твои творческие крылья.

Эквивалентное фокусное расстояние.
В 20 веке наибольшее распространение полу­чили узкопленочные камеры со стандартным форматом кадра 24x36 мм. Так как угол охвата объектива зависит от размера матрицы, а еди­ного стандарта на ее размер нет, да и многие находятся еще под впечатлением от пленки, получил распространение термин «эквивале­нтное фокусное расстояние». Он обозначает фокусное расстояние узкопленочного объек­тива с таким же углом охвата, где объективы с фокусом 28-35 - широкоугольные, 40-70 -нормальные, 85-135 - телеобъективы для порт­ретной съемки, 180-400 - супертелеобъективы.

Баланс белого.
Человек при любом освещении способен бе­лое видеть белым. С камерой все по-другому, так как спектр излучения (его цветовая темпе­ратура) сильно зависит от источника. Для то­го чтобы белый оставался белым, и использу­ют баланс белого. Его можно выставить авто­матически, по предустановкам (солнце, лампы накаливания, вспышка и т.д.), вручную или по белому листу. Цветовая температура солнеч­ного света 5500К, на него матрица и откалибрована как на белый. У ламп накаливания тем­пература 32О0К, в спектре больше красного цвета, соответственно, приходится усиливать синий сигнал, из-за чего повышаются шумы в синем канале.

Эксповилка (брекетинг).
Когда нет времени на раздумья или лень де­лать несколько кадров, ища подходящую экс­позицию, можно просто воспользоваться эксповилкой - камера делает серию из несколь­ких (обычно трех) кадров с разной экспозици­ей (обычно -1Ev, 0, +1Ev от замеренной экспо­зиции, но некоторые камеры позволяют варьи­ровать шаг и последовательность), и уже после, дома, можно спокойно выбрать наиболее подходящий кадр.

Экспозамер.
Чтобы фотограф не отвлекался на замер экспозиции, придумали экспоавтоматику. Но свет можно мерить по-разному. Сущест­вуют три типа экспозамера. Центровзвешенный, один из первых придуманных, за­меряет экспозицию с приоритетом цент­ральной части кадра (примерно 25% пло­щади) и меньшим влиянием периферии, часто требует экспокоррекции, но вполне предсказуем. Матричный - автоматика учи­тывает все или несколько зон кадра и на базе своих алгоритмов выбирает экспози­цию, тут все на вере в конструкторский ге­ний. Точечный замеряет экспозицию по ма­ленькой центральной точке (1-3%) кадра, позволяет, потратив немного времени, по­лучить именно то, что хочешь.

Гистограмма.
График, на котором по горизонтали отложе­на яркость от 0 (черное) до 255 (белое), а по вертикали количество пикселей с такой яркостью. Некоторые камеры позволяют вы­водить гистограмму на экран при просмотре снятого кадра, что позволяет оценить пра­вильность экспозиции и посмотреть, все ли детали попали по яркости.

Shutter lag.
Время между нажатием на спуск и срабаты­ванием затвора. В некоторых камерах превы­шает секунду, чем ограничивает сюжеты съемки до статичных, правда, развивая интуи­цию. Сильно заметен при попытках снимать спорт, «живые» моменты: вот девушка смеет­ся, а на фото уже показывает тебе язык.

ISO (International Organization Standardization).
В единицах ISO обозначается чувствитель­ность матрицы (по аналогии с пленкой) к свету. Чем меньше чувствительность ты ста­вишь, тем выше будет качество фотографии. С повышением чувствительности можно сни­мать с меньшей экспозицией (изменение чувствительности в 2 раза позволяет изме­нить экспозицию на 1 ступень), но за это при­ходится платить увеличением шумов. Опти­мальным диапазоном чувствительности является 100-1600 ISO.

SLR и DSLR.
Однообъективные камеры с зеркальным ви­доискателем (Single-Lens Reflex), или просто - «зеркалки». Получили большое распростра­нение еще в пленочную эпоху, благодаря удобному и точному визированию через объектив и возможности точно навестись на рез­кость. Цифровые зеркалки обозначают DSLR. Из-за наличия зеркала, заслоняющего матри­цу, невозможно визирование по ЖК-дисплею, он используется для просмотра отснятых кад­ров и меню. Существуют также и псевдозеркалки, где вместо зеркального видоискателя используется ЖК-дисплей с высоким разре­шением, но на нем сложнее контролировать резкость и глаз устает сильнее.

 

 

В начало

Разработка сайта: Дианов Антон, 2009 г. Все права защищены.
Любое копирование материалов и/или иллюстраций разрешается только с согласия Дианова Антона.

Hosted by uCoz