На главную
Вы не обязаны быть великим,чтобы начать,
но обязаны начать, чтобы стать великим.
Джо Сабах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенный ниже материал - для тех, кому захотелось узнать больше о главном выразительном средстве фотографа - о СВЕТЕ. Недаром фотографов иногда назвают светописцами - владея навыками установки света, фотограф может полностью передать свое видение снимаемой сцены, внести желаемые эффекты, подчеркнуть необходимые детали... В публикуемой главе говорится именно о свете и об основах его использования при фотосъемке, без излишних технических и физических подробностей, и даже несмотря на то, что здесь в основном упоминаются лампы-осветители постоянного света - описанные законы постановки света можно использовать и при работе с импульсным студийным освещением или просто с набором вспышек. Итак, глава из книги А.Г. Симонова "Фотографирование при искусственном освещении", Москва, ГИз "Искусство", 1956 г.

___________________________________________

Г л а в а 3
СВЕТ И ОСВЕЩАЕМЫЙ ОБЪЕКТ.

Средства освещения в фотографии используются не только для фиксации выбранного объекта съемки, но и для изобразительного истолкования, с тем, чтобы полнее и выразительнее выявлялось на снимке главное, основное - его идейное содержание. Чтобы научиться передавать и выражать изобразительными средствами фотографиисодержание, идею задуманного снимка, каждому фотолюбителю необходимо овладеть фотографической техникой, освоить приемы и методику работы с осветительными приборами. Световые лучи распространяются от источника прямолинейно. Встречая на своем пути препятствия в виде предметов, они частично поглощаются и отражаются поверхностями, а также проходят их насквозь, если предметы достаточно прозрачны. Чем светлее поверхность, тем больше света она отражает и меньше поглощает, например белая бумага, и, наоборот, темные поверхности, например черный бархат, почти весь свет поглощают.

Направленный и рассеянный свет.
Наблюдая различные виды естественного и искусственного освещения, можно заметить, что в той или иной мере всюду присутствуют как направленный, так и рассеянный свет. Днем в безоблачную или малооблачную погоду источником направленного света является солнце, рассеянный свет образуется в результате отражения света от облаков и рассеивания частицами, взвешенными в воздухе. Вечером в помещении направленный свет излучается лампой, рассеянный образуется как сумма отражений от потолка, стен и окружающих предметов. Для того чтобы снятые предметы на фотографии выглядели естественными и правдивыми, во время съемки применяют сочетание осветительных приборов направленного и рассеянного света.


Рис. 27. Изменение освещенности при изменении расстояния от источника света

На рис. 27 изображен источник, излучающий световые лучи. В правой части рисунка схематически показано, как изменяется освещенность при увеличении расстояния от источника света. Если расстояние до лампы удвоить, то освещенность уменьшится в 4 раза, с увеличением расстояния в 3 раза освещенность станет в 9 раз меньшей и т. д. Слева на том же рисунке показаны схема направленного отражения света от зеркальной поверхности (а) и рассеивание света при отражении матовой, шероховатой поверхностью (б). Источники искусственного света, например лампы накаливания в 500-1000 Вт, могут давать направленный свет. Такой свет способствует образованию четкой границы перехода от света к тени, как это изображено на рис. 28, а. С увеличением площади светящейся поверхности источника света по отношению к площади освещаемого объекта светотеневая граница становится более расплывчатой. На том же рисунке (б) показана схема освещения лампой с рефлектором. Контур тени стал менее резким. Рефлектор не только увеличил освещенность, создаваемую источником света, но и расширил его светящуюся поверхность. Если перед лампой установить светорассеиватель, например матовое стекло, марлевую сетку, кальку и др., то граница тени будет смягчена еще больше (в); теперь объект освещен преимущественно направленно-рассеянным светом.


Рис. 28. Схемы рассеивания направленного светового потока

Различная степень рассеивания света имеет большое значение при съемке портрета для смягчения светотеневых переходов на лице, для сглаживания неровностей кожи.

Освещение направленным светом.
При освещении направленным светом мы ясно различаем света и тени на объекте, освещенные и теневые части, светотеневые переходы, которые хорошо передают объем пред мета, его фактурные особенности. Когда объект освещается рассеянным светом, мы вместо светотеневых переходов наблюдаем тона и тональные оттенки, присущие самому объекту. Схема освещения направленным светом приведена на рис. 29, где можно различить следующие основные элементы: освещенную часть предмета (а), его световую часть, или просто светA, в отличие от теневой части (б), теней. Между этими частями проходит светотеневая граница (в), переход от света к тени. Тень предмета (г) образуется на плоскости, на которой расположен предмет, или на фоне за предметом. В отличие от теневой части предмета, называемой еще собственной тенью, тень на фоне называют падающей, или отброшенной, а пространство между ними - затененным пространством (д). Самое яркое место освещенной части предмета называется световым бликом (е), в нем наблюдается зеркальное отражение света. В результате подсветки от окружающих предметов в теневой части образуется рефлекс (ж). Для большей наглядности рядом приведена фотография гипса, снятого при том же освещении. Приведенная схема получается при освещении одним источником направленного света, называемого основным светом, от направления которого зависит характер светотеневого рисунка (поэтому этот направленный свет называют еще рисующим).


Рис. 29. Освещение направленным светом гипса и шаровой поверхности

При освещении одним источником направленного света тени объекта на фотографии получаются слишком темными, образующегося отраженного рассеянного света при этом оказывается недостаточно, вследствие чего обычно возникает необходимость устанавливать на съемке вторую лампу, дающую свет для подсветки теней. Взятый обособленно направленный или рассеянный свет еще не решает задачи освещения в целом. Освещая снимаемый объект, необходимо не только выбрать направление для основного света и подсветки, но также согласовать распределение яркостей в тенях и светах, или, как принято говорить, установить свет, следя за тем, насколько получающийся характер освещения соответствует задуманному. Освещение рассеянным светом Освещение объекта одним рассеянным светом от фотоаппарата создает бестеневое освещение, позволяет получить так называемый

Cветотональный рисунок изображения.

Pис. 30. Бестеневое освещение лица при съемке портрета

Характерным для такого освещения является отсутствие ясно выраженных теней, объект воспроизводится на снимке в присущих ему тонах. В природе подобное освещение можно наблюдать, например, днем в пасмурную погоду на открытом месте, особенно при наличии снега, являющегося хорошим рассеивателем света, а также в светлой комнате, когда окна находятся за спиной наблюдателя. В качестве примера на рис. 30 приведен фотопортрет, снятый при рассеянном свете; светотональный рисунок изображения строится на широкой гамме тонов и оттенков, состоит из мягких тональных переходов (фото А. Темерина). Во время съемки основной переднерассеянный свет обеспечивал прибор (а), установленный за фотоаппаратом (см. схему света на том же рисунке), а два других прибора (б и в) использовались для подсветки волос и для освещения фона.

Выявление светом объемной формы.
Одной из основных изобразительных задач в фотографии является воспроизведение на снимке объемной формы снимаемых предметов.


Рис. 31. Выявление светом объемной формы при освещении гипса и пирамиды

Передача объемности, трехмерности, во многом зависит от выбора освещения. Представим себе объемное тело, например трехгранную пирамиду, изображенную на рис. 31. Если ее осветить боковым светом (б), она будет передана на снимке объемной за счет образующихся светотеневых участков, но та же пирамида при переднем освещении (а) будет казаться плоской, лишенной светотени. То же самое можно увидеть на примере освещения гипса. Поэтому в большинстве случаев съемочной практики, для того чтобы передать рельефно снимаемые объекты, применяется передне-боковой, несколько верхний направленный свет, который подчеркивает трехмерность предметов и сохраняет привычный характер светораспределения, свойственный естественному освещению.


Рис. 32. Различные случаи освещения объекта съемки и фона с целью выявления контурной формы

Большое значение для восприятия линейной и объемной форм предметов имеет освещение фона, на который эти предметы проецируются, соотношения темных и светлых участков предмета и фона. Если при съемке фон отличается по яркости от тех участков снимаемого объекта, которые проецируются на него, то объект не будет сливаться с фоном, его контур будет ясно читаться на снимке, и наоборот. Можно представить себе ряд случаев, встречающихся, например, при съемке портрета (рис. 32), когда яркости фона отличаются от яркостей основного объекта и тем самым способствуют четкой передаче контуров. Портретируемый будет хорошо виден на снимке, когда он изображается светлым на темном фоне (а), или темным на светлом фоне - силуэтное и полусилуэтное изображение (б), или если при освещении направленным светом светлая часть будет проицироваться на темный участок фона, а теневая часть - на светлый (в). Объемная и линейная формы хорошо передаются в том случае, если фон имеет промежуточную яркость, т. е. если он светлее теневых участков объекта и темнее освещенных участков (г). Возможны случаи, когда светлый объект отделяется от светлого фона теневым контуром (д) или когда темный объект отделяется от темного фона светлым контуром (е), так называемые решения "светлое на светлом" и "темное на темном". Теневой контур. Если сферическую поверхность осветить светом, направленным со стороны наблюдателя от фотоаппарата, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются притенения, составляющие так называемый теневой, темный контур.


Рис. 33. Образование теневого контура при освещении гипса и шаровой поверхности

Пример образования теневого контура при освещении шара показан на рис. 33, когда источник света установлен со стороны фотоаппарата. Наибольшее отражение света от поверхности полусферы наблюдается в центральной части, где образуется световой блик. Чем ближе расположен отдельно взятый участок поверхности к контурной линии, тем больше света будет отражаться этим участком в боковых направлениях и меньше в сторону источника света, тем темнее будет казаться этот участок по сравнению с центральной частью шара (см. схему на рис. 30). Чем ближе расположен к освещаемой поверхности источник света, тем шире будет полоса теневого контура. Более темный контур образуется при освещении направленным светом; рассеянный свет или несколько источников направленного света, взаимно подсвечивая образующиеся контуры, смягчают теневые участки. Чтобы совсем убрать теневой контур или смягчить его в нужной степени, устанавливается боковой свет.

Световой контур.
Мы рассмотрели случай, когда источник света находится между фотоаппаратом и снимаемым объектом или за спиной фотографа, причем образуется теневой контур. Снимаемый объект может быть расположен также между фотоаппаратом и источником света; в этом случае образуется светлый, так называемый световой контур, или "световой шнур". Световой контур образуется на предметах по контурной линии при освещении встречным, контурным (контровым) светом. Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник ' света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса. На рис. 34 схематически изображено образование светового контура при освещении шаровой поверхности. Зритель находится в точке А, откуда наблюдает на участке а1-а2 направленно-рассеянное зеркальное отражение, воспринимаемое как световой контур; такой прием освещения часто используется при съемке, когда темный объект или часть объекта необходимо отделить по контуру от темного фона, с которым он сливается. В сочетании с основным и рассеянным светом встречный свет помимо обрисовки контура способствует рельефной передаче снимаемых объектов.


Рис. 34. Образование светового контура при освещении гипса и шаровой поверхности.


Рис. 35. Использование контурного света при съемке портрета

На рис. 35 показано использование светового контура при освещении портрета. Источник направленного света (а) установлен слева для освещения профиля лица и волос встречным светом. От аппарата установлен второй источник рассеянного света (б), как это показано на схеме. Образование теневого контура при освещении одним источником света от аппарата и применение встречного света при съемке портрета в фас показано на рис. 36. Эта фотография снята при двух лампах: первая из них (а) была установлена от аппарата для освещения лица передним направленным светом, вторая (б) находилась за головой снимающейся.


Рис. 36. Использование теневого контура и контурного света при съемке портрета

Выявление светом фактуры объекта.
Одна из задач, стоящих перед фотографом, заключается в том, чтобы передать на снимке не только формы и тона предмета, но и строение, структуру его поверхности, особенности отделки, или, как принято говорить, фактуру предмета. Рассматривая окружающие нас предметы, мы благодаря особенностям их поверхностей определяем материал, из которого они изготовлены, различаем в одних случаях глянцевые, в других матовые поверхности. Для воспроизведения на снимке фактуры предмета освещение имеет решающее значение. При освещении неровной поверхности (складки материи, различный рельеф и т. д.) боковым, скользящим светом образуется светотень, которая резко и отчетливо выявляет малейшие неровности поверхности. Та же поверхность, освещенная передним светом, передается на фотографии однотонной, лишенной своих фактурных особенностей, как это видно на примере съемки неровной поверхности, изображенной на рис. 37, снятой с боковым (слева) и передним светом (справа).


Рис. 37. Освещение неровной поверхности боковым (слева) и передним (справа) направленным светом

Отсюда напрашивается следующий вывод. Если снимается лицо с ровной, гладкой кожей, то при любых установках света фактура кожи будет передана на фотографии ровной и гладкой. Если на лице много морщин или кожа неровная, то, осветив такое лицо передним светом, можно в значительной степени смягчить неровности ("световая ретушь"), и наоборот, если стоит задача подчеркнуть складки и морщины, то необходимо установить боковой и скользящий свет. При съемке цветных предметов важными факторами являются спектральная чувствительность применяемого негативного материала, подбор соответствующих светофильтров, спектральный состав освещения, от которых зависит правильная или желаемая передача соотношений тонов снимаемых объектов. Тональные контрасты фотоизображения будут также зависеть от того, насколько светлы или темны снимаемые поверхности, какие установлены освещенности. Кроме того, влияние оказывают контрастность негативного и позитивного материалов, режим проявления и печати. Основные виды света. Представим себе, что мы выбрали фон, расположили перед ним снимающегося, поставили аппарат и приступили к установке освещения.


Рис. 38, 39 и 40. Установка света по основным видам при освещении лица

Сначала надо найти положение для источника света, который будет главным, основным. От его положения будет зависеть, как распределятся света и тени на снимаемом объекте, какой образуется характер светотеневого рисунка. Обычно при съемке портрета передне-верхне-боковой свет принимается за основной. На рис. 38 основной свет установлен от фотоаппарата (передний свет), на рис. 39 лампа перемещена вправо, свет стал передне-боковым, на рис. 40 свет установлен еще более боковым, на рис. 41 свет имеет нижне-боковое направление. Какого-либо одного постоянного, универсального направления основного света, годного для всех случаев съемки, не существует; каждый раз направление рисующего света определяется характером и положением объекта съемки, зависит от принятого изобразительного решения.


Рис. 41, 42 и 43. Установка света по основным видам при освещении лица

Предположим, что мы решили установить основной свет так, как это показано на рис. 39. Окончательная установка света на этом еще не может считаться законченной. Теневые участки объекта слишком темны, контуры теневой части головы сливаются с фоном, который лишен фактурной проработки. Возникает необходимость подсветить теневые части лица. Для этого от аппарата устанавливается второй источник, излучающий рассеянно-направленный свет (рис. 42), В отличие от первого вида света, который называется основным, или рисующим, светом, второй называется заполняющим, или передне-рассеянным, светом. Теперь в тенях, так же как и в светах, появилась проработка фактуры, пластическая форма на снимке стала более ощутимой, рельефной.


Рис. 44 и 45. Установка света по основным видам при освещении лица


Рис. 46. Схема нормального (обычного) портретного освещения

Чтобы еще больше подчеркнуть светом объемность, усилить иллюзию трехмерности объекта, используется световой контур (рис. 43). Световой контур по яркости должен быть сильнее, чем светлая часть лица, иначе он не будет различаться, но не настолько ярким, чтобы пересвечивать лицо. Третьим видом света является контурный, или встречный, контровой, свет, образующий световой контур, источник которого устанавливается между объектом и фоном. Для того чтобы установить встречный свет, также необходимо найти направление, в котором должен работать осветительный прибор. Он может быть установлен сверху, снизу, сбоку на световую или теневую часть объекта. На рис. 44 и 45 показаны варианты установки контрового света, например только на плечи, на профиль лица и т. п. Чтобы завершить установку света, необходимо осветить фон. Для этого используется еще один осветительный прибор направленного или рассеянного света, называемый фоновым и обеспечивающий фоновой свет. На рис. 46 объект съемки показан на освещенном фоне. В большинстве случаев съемочной практики можно обойтись перечисленными видами света. В случае необходимости применяется еще так называемый моделирующий свет для дополнительной подсветки, точной отработки светом отдельных частей объекта, например лица, костюма и т. д., хотя заполняющий свет выполняет также функцию и моделирующего. Итак, пятью основными видами света являются: рисующий, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий. На рис. 46 изображена принципиальная схема освещения, называемая нормальным портретным освещением. Описанная методика освещения рисующим светом применима при фотографировании любого объекта. Вместе с тем это не означает, что всегда механически должны использоваться все пять основных видов света. Для начинающего фотолюбителя вполне достаточным может оказаться применение только одного рисующего света, которым одновременно можно освещать объект съемки и фон. По мере накопления навыков световые схемы можно усложнять, применяя различные сочетания основных видов света. При установке каждого вида света можно воспользоваться не одним, а несколькими осветительными приборами, например, если фон по площади очень большой, его освещают двумя, тремя и так далее источниками. Работая над установкой света, фотолюбитель должен стремиться воспроизводить правдивый, реалистический характер освещения при помощи нескольких осветительных приборов, добиваться получения на снимке эффекта освещения как бы от одного основного источника света, видимого в кадре или подразумеваемого. Вспомним схему светотеневого освещения (см. рис. 29). На ней ясно выражен эффект освещения от одного основного источника света. Остальные виды света необходимы на съемке, чтобы обеспечить воспроизведение фактуры в тенях, чтобы усилить впечатление объемности, рельефности, обрисовать контур, добавить рефлексы, установить требуемые яркостные соотношения, чтобы сделать изображение интересным и выразительным, не теряя при этом естественной простоты в характере освещения.

Первоисточник.

 

 

В начало

Разработка сайта: Дианов Антон, 2009 г. Все права защищены.
Любое копирование материалов и/или иллюстраций разрешается только с согласия Дианова Антона.

Hosted by uCoz